Russian Belarusian English

Приёмное отделение
+375 2153 62203

Регистратура поликлиники
+375 2153 62856, 62857

Детская регистратура поликлиники
+375 2153 64825

Приемная главного врача/факс
+375 2153 64819

E-mail: braslcrb@braslav-region.by

Russian Belarusian English

Медицинская помощь при СДВГ у детей

sdvg 1Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается в детской популяции с частотой 3-8 %. Проявляется тремя группами симптомов: дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью, которые могут затруднять процесс обучения ребенка в детском саду и школе, нарушать его отношения со сверстниками, педагогами, родителями.

Большая часть поведенческих проблем гиперактивных детей обусловлена не плохим воспитанием, а особенностями функционирования центральной нервной системы, прежде всего, дефицитом дофаминовых структур мозга.

Определенная слабость нервной системы детей с СДВГ обуславливает большую частоту у них коморбидных психических расстройств: расстройства развития речи, заикания, энуреза и энкопреза, тиков, расстройств тревожно-фобического спектра, расстройств приобретения школьных навыков. Кроме того, дети с СДВГ чаще в 3-5 раз страдают от травматизма.

В силу эмоциональных проблем у них часто наблюдаются психосоматические реакции.

sdvg 2Для постановки диагноза необходимо обнаружить как расстройства гиперактивности (непоседливости), импульсивности (нетерпеливости), так и когнитивные нарушения (невнимательность, несобранность, повышенная отвлекаемость), выраженные в такой степени, что затрудняют пребывание ребенка в детском саду, школе и дома. Длительность указанных нарушений должна составлять не менее 6 месяцев.

Жалобы, предъявляемые пациентом и членами его семьи, объективная характеристика психического и поведенческого состояния пациента.

Родители и педагоги замечают, что ребенок не слушает, когда к нему обращаются, не собран, не организован, легко отвлекается, реагирует на все, что происходит вокруг, не может долго заниматься одним занятием, если ему не интересно; ерзает на месте, начинает бегать, шуметь, когда это неуместно, не способен играть тихо и спокойно, принимать пищу; не способен ждать в очередях, прерывает других, вмешивается в разговор или игру.

Такие дети страдают от повышенной обидчивости, легко раздражаются, часто спорят, пререкаются с взрослыми, нередко бросают вызов или отказываются выполнять требования взрослых.

Диагностические мероприятия: сбор анамнестических сведений у родителей, учителей и воспитателей, включая данные о поведении на занятиях, дома, со сверстниками, в магазинах и других общественных местах, выяснение взаимосвязи между степенью внимательности и мотивацией, установление зависимости выраженности СДВГ от степени утомления ребенка.

Условия оказания медицинской помощи: обследование и лечение проводятся чаще в амбулаторных условиях, реже в стационарных или в условиях отделений дневного пребывания.

Госпитализация в психиатрический стационар требуется лишь при наличии выраженных коморбидных психических расстройств и для решения нозологической принадлежности СДВГ.

Лечение СДВГ включает в себя психообразование, поведенческую терапию и симптоматическую психофармакотерапию.

Психофармакотерапия СДВГ ноотропными препаратами проводится при наличии сопутствующих психических расстройств.

Для симптоматической терапии нарушений адаптивного поведения могут быть использованы антипсихотические средства по назначению врача-психиатра-нарколога.

Необходимо дать родителям следующую информацию:

  • дети с СДВГ не «невоспитанные» или «распущенные»: они не могут, а не «не хотят» сидеть спокойно;
  • их нельзя обвинять в «тупости», когнитивные нару шения у них связаны со спецификой работы головного мозга;
  • они часто ведут себя «как клоуны» в силу эмоциональной несдержанности и несформированности чувства дистанции;
  • у них много привлекательных качеств: они добрые, отзывчивые, незлопамятные и бесхитростные; агрессивны они тогда, когда агрессивно окружение к ним;
  • необ ходимо избегать наказаний; нужна система частых и четких внешних руководств и правил; дисциплинарный контроль, чтобы быть эффективным, должен осуществляться немедленно (в течение секунд);
  • посоветуйте родителям обсудить проблему со школьным учителем и школьным психологом, чтобы выработать согласованную линию поведения, наказаний и поощрений;
  • необходимо поощрять занятия ребенка спортом и другими видами физической нагрузки, что способствует снятию излишней активности.

Важно помочь родителям лучше понять ребенка и причины его проблемного поведения, показать важность построения позитивных взаимоотношений с ребенком, основанных на терпении, принятии и любви, развить у таких детей позитивную самооценку, раскрыть их способности.

sdvg 3Поведение детей с СДВГ определяется в большей степени внешним окружением, чем внутренними правилами, потому первостепенно важным является организация внешнего окружения (ничто не должно отвлекать во время выполнения уроков и других занятий, требующих сосредоточенности).

(согласно Клиническому протоколу «Диагностика и лечение
пациентов с психическими и поведенческими расстройствами врачами общей практики»)

Мы на карте

«горячая линия» УЗ «Браславская ЦРБ» +375 2153 64819
«горячая линия» ГУЗО Витебского облисполкома +375 212 224538
«горячая линия» Министерства здравоохранения РБ +375 17 2227080
экстренная психологическая помощь, круглосуточно +375 212 616060

Есть вопросы? Спрашивайте!


Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных для подготовки ответа на обращение и получения статистических данных (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).