Медицинская помощь при СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается в детской популяции с частотой 3-8 %. Проявляется тремя группами симптомов: дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью, которые могут затруднять процесс обучения ребенка в детском саду и школе, нарушать его отношения со сверстниками, педагогами, родителями.
Большая часть поведенческих проблем гиперактивных детей обусловлена не плохим воспитанием, а особенностями функционирования центральной нервной системы, прежде всего, дефицитом дофаминовых структур мозга.
Определенная слабость нервной системы детей с СДВГ обуславливает большую частоту у них коморбидных психических расстройств: расстройства развития речи, заикания, энуреза и энкопреза, тиков, расстройств тревожно-фобического спектра, расстройств приобретения школьных навыков. Кроме того, дети с СДВГ чаще в 3-5 раз страдают от травматизма.
В силу эмоциональных проблем у них часто наблюдаются психосоматические реакции.
Для постановки диагноза необходимо обнаружить как расстройства гиперактивности (непоседливости), импульсивности (нетерпеливости), так и когнитивные нарушения (невнимательность, несобранность, повышенная отвлекаемость), выраженные в такой степени, что затрудняют пребывание ребенка в детском саду, школе и дома. Длительность указанных нарушений должна составлять не менее 6 месяцев.
Жалобы, предъявляемые пациентом и членами его семьи, объективная характеристика психического и поведенческого состояния пациента.
Родители и педагоги замечают, что ребенок не слушает, когда к нему обращаются, не собран, не организован, легко отвлекается, реагирует на все, что происходит вокруг, не может долго заниматься одним занятием, если ему не интересно; ерзает на месте, начинает бегать, шуметь, когда это неуместно, не способен играть тихо и спокойно, принимать пищу; не способен ждать в очередях, прерывает других, вмешивается в разговор или игру.
Такие дети страдают от повышенной обидчивости, легко раздражаются, часто спорят, пререкаются с взрослыми, нередко бросают вызов или отказываются выполнять требования взрослых.
Диагностические мероприятия: сбор анамнестических сведений у родителей, учителей и воспитателей, включая данные о поведении на занятиях, дома, со сверстниками, в магазинах и других общественных местах, выяснение взаимосвязи между степенью внимательности и мотивацией, установление зависимости выраженности СДВГ от степени утомления ребенка.
Условия оказания медицинской помощи: обследование и лечение проводятся чаще в амбулаторных условиях, реже в стационарных или в условиях отделений дневного пребывания.
Госпитализация в психиатрический стационар требуется лишь при наличии выраженных коморбидных психических расстройств и для решения нозологической принадлежности СДВГ.
Лечение СДВГ включает в себя психообразование, поведенческую терапию и симптоматическую психофармакотерапию.
Психофармакотерапия СДВГ ноотропными препаратами проводится при наличии сопутствующих психических расстройств.
Для симптоматической терапии нарушений адаптивного поведения могут быть использованы антипсихотические средства по назначению врача-психиатра-нарколога.
Необходимо дать родителям следующую информацию:
- дети с СДВГ не «невоспитанные» или «распущенные»: они не могут, а не «не хотят» сидеть спокойно;
- их нельзя обвинять в «тупости», когнитивные нару шения у них связаны со спецификой работы головного мозга;
- они часто ведут себя «как клоуны» в силу эмоциональной несдержанности и несформированности чувства дистанции;
- у них много привлекательных качеств: они добрые, отзывчивые, незлопамятные и бесхитростные; агрессивны они тогда, когда агрессивно окружение к ним;
- необ ходимо избегать наказаний; нужна система частых и четких внешних руководств и правил; дисциплинарный контроль, чтобы быть эффективным, должен осуществляться немедленно (в течение секунд);
- посоветуйте родителям обсудить проблему со школьным учителем и школьным психологом, чтобы выработать согласованную линию поведения, наказаний и поощрений;
- необходимо поощрять занятия ребенка спортом и другими видами физической нагрузки, что способствует снятию излишней активности.
Важно помочь родителям лучше понять ребенка и причины его проблемного поведения, показать важность построения позитивных взаимоотношений с ребенком, основанных на терпении, принятии и любви, развить у таких детей позитивную самооценку, раскрыть их способности.
Поведение детей с СДВГ определяется в большей степени внешним окружением, чем внутренними правилами, потому первостепенно важным является организация внешнего окружения (ничто не должно отвлекать во время выполнения уроков и других занятий, требующих сосредоточенности).
(согласно Клиническому протоколу «Диагностика и лечение
пациентов с психическими и поведенческими расстройствами врачами общей практики»)