Проблема, важность которой недооценивается (профилактика суицидов)

Факторы и ситуации риска самоубийства
- Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве
- психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
- злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
- насилие в семье (включая психическое насилие над ребенком);
- недостаток внимания и заботы о детях в семье;
- конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
- частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;
- развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
- частые переезды со сменой места жительства;
- чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
- излишняя авторитарность родителей;
- отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды.
- Особенности личности
- нестабильность настроения;
- агрессивное поведение, злобность;
- склонность к демонстративному поведению;
- высокая степень импульсивности;
- раздражительность;
- ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;
- недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);
- неспособность реальной оценки действительности;
- тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
- идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
- легко возникающее чувство разочарования;
- тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
- самодовольство, излишняя самоуверенность;
- чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей;
- проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;
- сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.
- Психические расстройства
Чаще всего встречаются депрессия, тревожные расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотиками, нарушения пищевого поведения.
Школьники, страдающие депрессией, нередко жалуются на соматические симптомы: жалобы на головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков.
Негативные события жизни, провоцирующие суицидальное поведение
- ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются),
- неприятности в семье;
- разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;
- смерть любимого или другого значимого человека;
- разрыв отношений с любимым человеком;
- межличностные конфликты или потери;
- проблемы с дисциплиной и законом;
- давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;
- запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
- разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
- высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
- безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;
- нежелательная беременность, аборт и его последствия;
- серьезная физическая болезнь;
Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций.
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, поговорите с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде «в лоб». Постарайтесь понять, что его волнует.
Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Это не значит, что на ребенке поставят клеймо психической неполноценности.
Большинство самоубийц – психически здоровые люд и, личности творчески одаренные, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы:
- Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку.
- Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.)
- Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
- Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они - дети.
- Самооценка у подростков зависит от развития физических, социальных и трудовых навыков. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток должен приобрести независимость от семьи, школы, окружающих сверстников, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать независимою позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.
Самоубийство не является громом среди ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. А именно своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой.
Врач-психиатр Лесковская Е.И.